А ещё на мою работу нагрянула орда студентов-практикантов. Анна говорит, какое-то рекордное их количество. И всем нужна практика и чтоб непременно какую-нибудь диагностику провести. А до живых детей из почти трёх десятков студентов, по-хорошему, стоит допускать максимум четверых.
И таки да - опять чуть ли не каждый второй в планах наметил тестировать детей на наличие интеллекта. Пытаться им объяснить, что это задача далеко не так проста, как кажется - бесполезно, потому как им на лекциях что-то другое говорили ))
Дальше - моё сугубое имхо плюс некоторый жопыт. Сильно вряд ли получится за час при помощи стандартных тестов качественно определить, варится ли что-то у ребёнка в голове и с какой интенсивностью. И даже за два тоже вряд ли.
Потому что если ребёнок умный, вредный и ему скучно (а это не так редко встречается), то он может выдать вообще любой результат. И мило при этом улыбаться и даже как бы сотрудничать. Если вы ребёнка знаете давно и хорошо,то увидите, что это он ваньку валяет. А если не знаете, то нифига и не увидите.
На слепых такие тесты вообще не рассчитаны, там результат заранее ясно, что не сильно достоверный. Бывают ещё товарищи, которые не разговаривают (опять-таки: определить с ходу - это он вообще не разговаривает, сейчас не разговаривает, здесь не разговаривает или со мной не разговаривает, - малореально). Лично знаю одну замечательную барышню с аутизмом, которая говорит вообще очень редко и строго с избранными людьми, зато при этом отлично пишет, читает и проявляет серьёзные физико-математические способности.
Бывает, что гражданин, например, сирота или просто сильно запущенный - этот может просто не понять, чего от него хотят. Во всяком случае, разделы про общую осведомлённость и понятливость такой гражданин завалит точно, просто потому, что, например, никогда не был в магазине, на железной дороге и понятия не имеет, что значит "основать город".
Если у ребёнка в голове не сильно есть, чему вариться - там тоже разное может быть. Лично видела одну маман, которая за лето перед первым классом с классически умственно отсталым ребёнком тупо заучила всего стандартного детского Векслера. За счёт чисто механической памяти. После диагностики долго возмущалась, почему был не Векслер - они же к нему готовились.
У меня, к счастью, такой задачи не стоит. Но всё-таки, чтобы более-менее определить, кто тут мои клиенты, а кто не очень, у меня уходит месяца полтора-два. Потому что надо посмотреть не только на выполнение чисто учебных задач, а и на то, как ребёнок общается, с кем, сколько. Как он взаимодействует с учителем, одноклассниками, воспитателем, мамой/няней - одинаково или по-разному, понимает ли вообще, что со взрослыми себя ведут не так, как с детьми, а со знакомыми не так, как с малознакомыми. Что он делает в более-менее свободное время: просто сидит, включается в чью-то игру, придумывает свою. Задаёт ли какие-то вопросы, и если да - то какие: что случайно в голову взбрело или действительно чем-то конкретным интересуется. Я обычно разрешаю детям после занятия залезать в мой мешок с игрушками (использую со слепыми в качестве картинок к словам) с двумя условиями: ничего никуда не уносить и всё складывать обратно как было. Соответственно, смотрю - а что ребёнок изучает: постоянно один и тот же предмет или всё время разные, обследует внимательно или просто перебирает, пробует ли вспомнить слова или забывает обо всём и утаскивает куда-то играть. О чём рассказывает, какими словами, строит ли полные предложения или перескакивает обрывками с одного на другое, может ли пересказать сюжет мультика и как его вообще понимает. Ну и так далее. И вот где-то к концу первой четверти я уже могу делать какие-то для себя выводы. И то с оглядкой.
А студенты - чего им. Потестировали с полчасика, обсчитали как уж обсчитали - и довольны...